Кровеносная система необходима для полноценного насыщения всех клеток организма питательными веществами, а также кислородом. Обратное движение крови к сердцу именуют венозным оттоком. Когда нарушается этот процесс, происходит сбой возвращения ценной жидкости от ЦНС к сердечной мышце. В такой ситуации врач ставит диагноз «венозная дисгемия». Вся «отработанная» крови движется обратно по венам, поэтому в ситуации, когда на ее пути возникают любые препятствия, начинают проявляться застойные явления. В местах торможения кровь постепенно разрушает стенки вен, стремясь обнаружить новые пути для своего движения. Если исследовать кровеносную систему в целом, то артериальная ее составляющая устроена практически одинаково у всех людей, а вот венозная часть различается, иногда существенно.
Причины появления патологии
Существует три места локализации застоя, поэтому венозная дисгемия имеет три вида:
- проблема возникла в головном мозге;
- в сплетении позвонков;
- в зоне бассейна ВСА.
Основной причиной развития патологии становится наследственная предрасположенность. Заболевание проявляется дисфункцией сердечно-сосудистой системы либо опорно-двигательного аппарата, вполне вероятны проблемы в костных сочленениях с хрящами. Этот вид болезни способен проявляться даже у новорожденных.
Самые последние исследования подтверждают, что у детей заболевание чаще появляется вследствие особенностей строения позвоночного шейного отдела. Это обычно особенное искривление либо извитость костного канала. Проблема может оказаться врожденной или ее провоцирует родовая травма, нанесенная в зоне 1–2 позвонка на шее. В такой ситуации лечение обязательно направляют на полное восстановление целостности и функций костей этого отдела, гарантированное исправление осанки ребенка.
Мнение врача
Венозная дисгемия у ребенка может быть вызвана различными причинами, включая генетические факторы, нарушения кровообращения или травмы. Симптомы могут варьироваться от отеков и болезненности в области вен до изменений цвета кожи. Важно обратиться к врачу для точного диагноза и назначения соответствующего лечения, которое может включать медикаментозную терапию, физиотерапию или хирургическое вмешательство. Регулярное наблюдение специалиста и соблюдение рекомендаций помогут облегчить состояние и предотвратить возможные осложнения.
Виды и классификация
Имеет три основных подвида:
- дисгемия центральное головного мозга;
- позвоночных сплетений;
- дисгемия бассейна ВСА.
Классификация болезни имеет 3 стадии развития.
- Латентная. Не сопровождается выраженными симптомами. Человек не наблюдает отклонения и не подозревает о развитии такой патологии.
- Церебрально венозная дисциркуляция. Симптомы проявляются, но не влияют на нормальную жизнь человека.
- Венозная энцефалопатия. Клинические проявления доставляют пациенту дискомфорт. Именно на этой стадии обычно диагностируют патологию.
Кроме этого болезнь определяют по форме развития. Первичная форма сопровождается нарушением кровообращения, которые возникают из-за изменения венозного тонуса.
Застойная форма сопровождается такими признаками: проблемы оттока крови от головного мозга механической этиологии. В этом случае нельзя обойтись без хирургического вмешательства.
Заболевания, способные спровоцировать развитие патологии
Существует ряд болезней, способных спровоцировать у ребенка появление венозной дисгемии:
- Стеноз. Для патологии характерным явлением становится сужение сосудов, из-за чего вены постепенно начинают разрушаться. Вследствие этого нарушается естественный процесс кровяного оттока, развивается закупорка вен. Выявить проблему невероятно сложно, поскольку сужение сосудов менее, нежели наполовину, не дает никакой неприятной симптоматики.
- Деформация органов, препятствующих нормальному движению крови, пережатие клапанов либо перемычек. В такой ситуации может быть изменено направление тока крови. Бывает, что ребенок уже появляется на свет, имея аномальное строение венозной системы — полное либо частичное закрытие сосудов.
- Спровоцировать венозную дисгемию способны даже совершенно не связанные с кровотоком заболевания — проблемы в позвоночнике, присутствие раковых новообразований, ранее перенесенная ребенком травма.
- Далеко не последнее место в списке занимают вредные привычки — переедание, подростковое курение, употребление алкогольных напитков.
- Остеохондроз, а также патологии щитовидной железы не причина неправильного венозного оттока. Эти проблемы становятся следствием такой проблемы.
Симптомы венозной дисгемии иногда проявляются немедленно после рождения ребенка из-за проблем, появившихся за перинатальный период развития плода.
Опыт других людей
Когда сталкиваешься с проблемой венозной дисгемии у ребенка, важно услышать опыт других людей. Родители делятся, что обращение к специалистам и своевременное обследование помогли им быстро выявить причины и начать лечение. Важно обратить внимание на симптомы, такие как отеки, боли и изменения цвета кожи, и не откладывать визит к врачу. Поддержка и информация от людей, прошедших через это, помогают родителям ощутить, что они не одни в этом.
Механизм развития болезни и локализация
Затруднение может быть связано с воздействием физиологических факторов:
- при натуживании;
- хроническом кашле;
- пении;
- игре на духовых музыкальных инструментах;
- наклонах головы во время физических упражнений;
- неправильном положении головы и шеи во время сна.
Механизм развития нарушения связан с нарушением оттока крови из головного мозга при поражении магистральных, экстракраниальных, интракраниальных путей. Также если возникает застой в маленьком кругу кровообращения. Патология локализуется в любом участке мозга.
Симптомы
Первый и основной признак наличия проблемы — возникновение острой боли там, где произошла закупорка оттока крови. Подобные точки удается легко выявить посредством пальпации, проводимой на грудной клетке, в зоне шеи, плеч и головы. Вызван болевой дискомфорт тем, что застоявшаяся кровь постепенно разрушает окружающие ее ткани, стремясь «пробить» дорогу.
Детская венозная дисгемия часто сопровождается головокружением, спонтанными головными болями. У малыша нередко присутствует лихорадка, провоцирующая резкое повышение температуры. При запущенном состоянии выраженность симптоматики значительно серьезнее, она проявляется такими параметрами:
- нарушением естественной координации движения;
- дисфункцией основных органов чувств;
- выполнением непроизвольных движений;
- развитием полного либо частичного паралича;
- судороги;
- кровотечения из носа;
- постоянные ощущения боли;
- нарушением моторики, невнятной речью.
В самом начале развития заболевания оно практически совсем не проявляется. Только иногда ребенок жалуется на кратковременное нарушение двигательной координации, головные боли. Кроме этого, венозные проблемы вызывают нарушение метаболизма, нехватку кислорода. Эти сбои провоцируют постоянный озноб, скачки АД, конечности периодически немеют.
Головные боли напряжения у детей
Академик РАМН, профессор Ивашкин В.Т.:– Мы очень плавно перешли от острой или стрессовой инсомнии к головным болям напряжения у детей, поскольку Андрей Сергеевич Петрухин уже представил себя в дискуссии. Пожалуйста, Андрей Сергеевич.
Профессор Петрухин А.С.:– Надо сказать, что относительно головных болей у детей есть три проблемы, несмотря на то, что в 21 веке неврология достигла таких успехов, что в отличие от тех наук, которые были раньше, которые так говорили, что этиология неизвестна, патогенез неясен, специфического лечения не существует. Сейчас в неврологии в основном почти стопроцентный диагноз можно установить с помощью различных методов исследования. Но остается три проблемы, которые смутные. Они до сих пор неясны и очень трудно поставить диагноз и разобраться. И вот в частности это головные боли, головокружение и тики. Здесь очень много неясного пока. И надо сказать, что раздел головные боли – это раздел, который не основывается на каких-то чаще всего физических методах исследования, визуализационных. Они служат, скорее, для исключения и подтверждения симптоматической природы головных болей. То есть заболевание – это, допустим, опухоль головного мозга или аневризма, которая проявляет себя головными болями. Здесь мы сейчас этот раздел берем – только чистые головные боли.
Вообще боли у детей протекают по-особому. И есть древнегреческое изречение, что боль – это сторожевой пес здоровья. А вот наш выдающийся ученый, физиолог, который изучал боли, он сказал такую фразу, что здоровье заключается в физиологической немоте внутренних органов. Вот из Ромена Роллана: «Взрослый человек, когда страдает, может уменьшить свою боль, мысленно помещая ее в определенный участок своего тела, как бы отгораживаясь от нее, определяя границы. А у ребенка нет этого обманчивого средства. Его первое знакомство с болью трагичнее и глубже. Она кажется ему безграничной, как само его существование». Поэтому головные боли, можно только представлять, каким страданиям часто подвергается ребенок.
И вот на этом слайде показаны те боли, которые не имеют никакого патологического влияния и которые в норме наблюдаются у детей. Это боли в животе. Это боли «роста» в костях, когда утром плачет ребенок и жалуется, он, как правило, рукой даже показывает, в зоны метафиза костей, переходные зоны, где зона роста костей: это вот лодыжка, под коленкой. Это боли, которые проходят с ростом и не требуют никакого лечения. И головные боли в 15-20% тоже являются физиологическими. Они возникают из-за того, что рост и удлинение сосудов не соответствуют. Такие гемодинамические возрастные, физиологические изменения происходят. Не нужно этому придавать значения и они, как правило, проходят с возрастом и не требуют специфического лечения. А вот надо сказать, что ребенок, конечно, когда жалуется, нельзя не придавать значения этому, потому что ребенок не имеет социального опыта, поэтому симулировать любые боли он не может. Особенно частые головные боли снижают его качество жизни, влияют на умственные, физические способности, нарушают отношения со взрослыми и сверстниками.
И головная боль (определение) – это боли и чувство дискомфорта, локализованные в области головы. Данные ощущения всегда субъективны. Поэтому очень важную роль в диагностике головных болей имеет анамнез, очень подробный анамнез: когда возникает, где возникает в голове, сколько они длятся, с какой интенсивностью.
Вот приведена международная классификация головной боли. Здесь указаны мигрени, головные боли напряжения, кластерные (или пучковые) головные боли, то есть хроническая пароксизмальная гемикрания, сюда же относится и синдром Хортона, который приводит впоследствии к тому, что суживаются глазная щель, развивается блефарофимоз, и постоянное слезотечение. И различные головные боли, не связанные со структурными повреждениями, а связанные или с травмой, сосудистыми расстройствами, внутричерепными процессами, не сосудистой природой, например, остаточное явление каких-то воспалительных процессов; связанных с приемом химических или психоактивных веществ, что сейчас очень важно, потому что можно биться-биться, а потом узнать в конце концов, что ребенок курит марихуану или принимает наркотики, которые вызывают у него головные боли. Головные боли, связанные с метаболическими нарушениями. И лицевые боли при патологии черепа, шеи, глаз, ушей, придаточных пазух, от зубов или болезней полости рта или других структур лица и черепа. А также краниальная невралгия, болезненность нервных стволов и отраженные головные боли. Это мы имеем в виду называемые зоной Геда или Захарьина-Геда. И Захарьин описал, и впервые вообще-то описал английский врач Гед. И он даже не врачом был. Он был физиологом. Это при болезни печени – это макушка, при нижней доле легких – это теменная область. Такие гиперпатические ощущения в голове. Ну есть и в других структурах.
Вот здесь причины показаны, и обратите внимание, что первичная головная боль 92%, из них 54% – это головная боль напряжения. А мигрень занимает 38%. Мигрень, как правило, это, во-первых, наследственное заболевание. Передается оно по материнской линии, как правило, болит у мамы голова и обычно у сына интенсивнее. И феномен антиципации тоже присутствует, хотя мигрень не относится к болезням генной экспансии. Но чем раньше и сильнее головные боли, то у ребенка они раньше возникают и тяжелее протекают. И мальчики больше страдают.
И вот среди школьников 7-16 лет жалобы на головные боли предъявляют 39% детей, а 52% – это дети от 10 до 12 лет. И мигрень в 21% наблюдается, а головные боли напряжения – почти 80%.
Головные боли обусловлены раздражением внутричерепных или внечерепных рецепторов, чувствительных ветвей черепных нервов и первых трех шейных корешков спинного мозга. Патогенез различный. Внечерепные болевые рецепторы расположены в коже, подкожных тканях, мышцах, сухожилиях, сухожильном шлеме, (в апоневрозе), сосудах мягких покровов головы, в надкостнице черепа, полостях рта и носа, и мышцах носа и среднего уха. А внутричерепные рецепторы расположены, во-первых, в оболочках. Сам мозг безболезненный, его можно черпать ложкой и он никак не отвечает. Даже были случаи во время войны, что раненные пальцем выковыривали мозг. Ну вот, а твердая мозговая оболочка, и синусы особенно, они снабжены очень плотными болевыми рецепторами. И также сами артерии, как и сердце, кстати, сама мышца безболезненна при инфаркте, а болит сосуд. И вот эти боли обусловлены раздражением рецепторов сосудов и в менингеальных артериях, в дупликатурах твердой мозговой оболочки серпа и намета. Особенно в области намета: там страшные головные боли, и, как правило, они сочетаются и с менингеальными симптомами: напряжение мышц шеи, симптом Кернига и так далее.
Вот здесь уделено большое внимание жалобам: это давность возникновения, частота, локализация, иррадиация (куда эти боли распространяются, куда отдают), характер, продолжительность, начало и окончание, провокация, предвестники, сопутствующие симптомы, наличие хронических заболеваний. Вот при мигренях, например, существуют очень важные провоцирующие факторы. Это запахи духов или табака, или определенные цветочные запахи. Частота: она приступообразная, развивается экстенсивно, то есть с малого до пика, заканчивается, как правило, рвотой. И рвота приносит облегчение, кстати. Сознание, интеллект, настроение, состояние артериального давления, напряжение мышц (перикраниальных, верхнего плечевого пояса), отеки неврологические, наличие менингеальных или очаговых симптомов. Вот, например, при хортоновском синдроме (пучковые) там важно выявить отеки и гиперестезию кожных покровов. А при головных болях напряжения – это напряженность мышц скальпа, связанная с настроением.
Поэтому первые и до сих пор считающиеся классическими подходами для лечения головных болей напряжения – это подходы с назначением антидепрессантов, потому что часто это сочетается и с депрессией, и расстройством настроения. Поэтому часто бывают у женщин. А вот у детей – девочки чаще страдают – это очень ответственные, которые ждут какой-то неприятности, подвоха, неудачи в ответах в школе, которых травят сверстники, что неоднократно. И у нас почему-то эта система человеконенавистническая. Когда-то она так развилась в школах и классовая борьба переродилась в борьбу друг с другом. Теперь у нас в школе очень сложная ситуация. И надо когда-то будет и к этому подходить. И здесь дополнительные методы, как я вам говорил, они не могут установить, какая это головная боль. Они могут только позволить исключить опухоли: это когда отек на глазном дне, расширение сосудов, венозный застой. Рентгенография придаточных пазух позволяет выявить воспалительное заболевание. Анализы крови позволяют судить о том, что эта головная боль может быть симптомом ревматического или какого-нибудь другого процесса, а КТ и магнитно-резонансное исследование могут обнаружить какие-то внутричерепные процессы, опухоли и могут обнаружить также сосудистые и мальформации.
И вот у меня был совершенно дикий случай. Я давал судебно-медицинское заключение на историю болезни. В одной из близких к Москве областей, где долгое время лечили девочку от головных болей и ставили даже диагноз эпилепсия, которого не было, а умерла она внезапно дома. Причем у нее был порок сердца. И, конечно, это нарушение кровообращения, нарушение оксигенации крови, конечно, вело к возникновению хронических головных болей. Поэтому педиатр должен знать неврологию, хотя бы основу, а невролог должен знать основы педиатрии.
Клиническое проявление головных болей. Ребенок менее активен, капризен, легко раздражителен, прикладывается головой к дивану, к постели набок. Вынужденное положение головы – это больше нужно подумать об опухоли. Дети часто держат руку на больном месте, хорошо показывают место, где болит голова и гладят соответствующую часть головы, тянут себя за волосы, и если самим потрогать за волосы, можно найти точки гиперестезии. Более старшие дети держат голову неподвижно, вместо поворота головы совершают поворот всего тела, всем корпусом. И вот дети с двух лет даже указывают, где болит голова, а ощущения подробно описывают дети с 6-7 лет.
И вот феномены головной боли у детей младшего возраста по Хёртлю. Это мимика: серьезное выражение лица, брови сдвинуты, закушенный или перекошенный рот. Пантомимика: дрожание или необычное положение головы, надавливание на больное место, закусывание пальца, губы, скрежет зубами. Вегетативный симптом: бледность или покраснение лица, холодные пальцы, холодный пот, гусиная кожа. Также звуковые: упорный крик, плач, всхлипывание и подавленный кашель. И в особенности поведение: снижение активности и интересов, повышенная раздражительность, агрессивность и нарушение аппетита. Рвоты могут быть у детей.
Мигрень – я уже говорил – это пароксизмальное состояние, проявляющееся приступными состояниями, преимущественно в глазнично-лобно-височной области, или реже двустороння локализация: в области лба и затылка. Приступы рвоты, сопровождается тошнотой, фотофобией. Характерны повторяемость приступа и наследственная предрасположенность.
Мигрень – распространенность 12-15% населения, дети до шести лет мигренью страдают в одном проценте случаев, в возрасте 10-12 лет – 4,5%, и вот с 15 лет 5,3%. До шести лет чаще встречается у мальчиков, в возрасте 7-11 одинаково, как у мальчиков, так и у девочек, и после 18 лет у юношей приступы регрессируют и отмечаются длительные ремиссии.
Головные боли напряжения, собственно, та тема, к которой мы перешли. Встречается у детей в 70-80% всех случаев головной боли. Эмоциональное напряжение, связанное с обучением, чрезмерная загруженность дополнительными занятиями, неудобное рабочее место, напряжение зрения, семейные конфликты, чрезмерное родительское попечение, недостаточность физической активности или чрезмерная физическая нагрузка. Эти боли могут возникать, как правило, после длительного стрессового состояния. Тут патогенетической особенностью является незрелость механизмов психологической защиты ребенка, что обуславливает появление заболевания при незначительных, с точки зрения взрослых, стрессах. Головные боли напряжения чаще возникают у детей стеснительных, неудовлетворенных собой, плохо адаптирующихся к новой обстановке. У них отмечаются вспышки упрямства, капризы, которые носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
Сами родители почему-то на десяти работах не работают, но у нас типично, что ребенок должен заниматься музыкой, спортом, заниматься дополнительно иностранным языком и сидеть еще восемь часов в школе. И что-то умнее не становятся. Я что-то ни Пушкиных, ни Достоевских последнее время не вижу.
Вот в последнее время появились такие работы – и их уже достаточно большое количество – о роли магния в патогенезе головных болей напряжения. Магний – это внутриклеточный ион, который в свободном виде не наблюдается. Поэтому его очень трудно исследовать. И низкое содержание магния является важным в патогенезе головных болей, как и судорог у новорожденных. Низкое содержание магния в сыворотке наблюдается у пациентов с головными болями напряжения, мигренями в интериктальном периоде. Исследования сообщают о положительном влиянии приема препаратов магния у пациентов с разными типами головных болей. Ну, это статья, которая показывает, какую роль играет магний в тонусе мышц и в напряжении шлема. Вот какие головные боли напряжения: нечастые эпизодические, частые эпизодические, хронические головные боли с напряжением перикраниальной мускулатуры и хроническая головная боль без напряжения перикраниальной мускулатуры.
Для головных болей напряжения у детей характерны: двусторонние боли в лобно-височных или в лобно-теменных областях, иногда с чувством давления на глаза. Боль может носить стягивающий, сжимающий, как шлем, давящий характер, и не усиливаться от физической нагрузки. Сопутствующие симптомы: звукобоязнь, светобоязнь, тошнота, усиление боли при дотрагивании до кожи головы и волос, расстройство сна. Купируются самостоятельно или при засыпании. Рассказать о своих ощущениях могут дети после семи лет. При длительных хронических головных болях напряжения, если вот девочки бегут на туфлях с высоким каблуком, они чувствуют, как отдает в голову, потому что длительное напряжение скальпа вызывает нарушение венозного оттока из полости черепа и тогда присоединяется такая дисгемия – это переполнение венозных синусов, а там же тоже головные рецепторы. И такая тяжелая головная боль появляется.
При головных болях препараты магния применяются и можно применять как терапию ex juvantibus, потому что передозировать магний нельзя. Чем больше его введешь, он просто выведется, он больше в клетку не поступит. И витамины, также нестероидные противовоспалительные средства, в более тяжелых случаях и хронических головных болях сочетаются препараты магния с психотропными препаратами, такие как противотревожный препарат атаракс; и антидепрессантами, как правило, последнее время; ну и трициклические можно использовать, но они все-таки тяжеловаты. А с ингибиторами обратного захвата серотонина у нас большая проблема, потому что из всех них, пожалуй, только золофт разрешен у детей с шести лет. А у детей младшего возраста еще хуже, что мы не можем применять эти препараты, поэтому рекомендован (сегодня уже предыдущему лектору задавали вопрос) вот терален, французский. Он, к сожалению, в каплях у нас не поступает, по всей видимости, потому что очень дешево стоит. А тералиджен – его трудно дозировать, потому что он в драже. Фенибут также препарат, единственный ноотропный препарат, который снижает тонус и который успокаивает. И комбинация также с беллатаминалом, старинным препаратом. Здесь не нужно шутить или улыбаться. Дело в том, что красавка по принципу доказательной медицины относится к числу немногих препаратов, которые по критериям доказательной медицины эффективно работают.
Ну и лекарственные формы магния. Есть ампулы, есть и таблетки, которые содержат 470 миллиграмм магния лактата в каждой таблетке. И также есть ампулы магния цитрат, магния цитрат также в таблетках выпускается, содержит примерно 100 миллиграмм магния.
Немедикаментозное лечение головной боли. Очень важно не только исследовать ребенка, но и выяснить семейную ситуацию. Как и при тиках, так и при головных болях напряжения, особенно выяснить, какова ситуация в семье. Конечно, родители не расскажут, а мы не можем быть в их доме, узнать, какая там обстановка. Это принцип такого декларативного воспитания: куда сел, почему встал, почему так стоишь, не так. Ребенок не может ответить, но внутренне он весь собирается и напрягается от такого хамского и грубого воспитания. И уже давно заметили, что декларативный принцип воспитания абсолютно неэффективен. Пример нашего общества, что 73 года в парткомах нас воспитывали, проходили школу марксизма и ленинизма. Как только случилось можно, все сразу разбежались и все про коммунизм забыли. Исключение семейных психотравмирующих факторов – первый важный шаг, который должен быть сделан, потому что можно сколько угодно лечить лекарствами, но если будет ненормальная обстановка дома, то не будет эффективной терапии. Соблюдение режима дня с достаточным сном, прогулками на воздухе, сочетание умственной работы с физическими нагрузками, водные процедуры, контрастный душ после школы, теплый душ, ванна, плавание в бассейне, сокращение времени просмотра телевизора и компьютерных игр, которые тоже приводят к излишнему психическому напряжению.
Диагностика
Невозможно назначить правильное лечение больного, если не провести его полное обследование, чтобы выявить основные причины, спровоцировавшие появление патологии. Сейчас разработано немало методик, имеется современное оборудование, которое позволяет практически точно выяснить, что у ребенка венозная дисгемия. Наиболее эффективный метод — ультразвуковая допплерография (УЗДГ).
Обычно сразу поставить точный диагноз довольно непросто. Родителям требуется вначале посетить невролога, особенно когда малыш постоянно плачет, у него нервозное поведение.
Даже после выяснения характера заболевания все равно непросто выработать точную тактику лечения, позволяющую устранить не саму патологию, а хотя бы ее основные симптомы. Из-за этого врачи колеблются при установке диагноза, ведь возникшая проблема — следствие определенного заболевания, которое устранять нужно прежде всего.
Признаки
Явные признаки венозной дисциркуляции бывают разнообразными. Они во многом сходны с иными недугами и нередко обостряются в утреннее время:
- Тупая боль в голове.
- Ощущение вялости и слабости, ватного тела даже после полноценного отдыха; трудно встать с постели.
- Ухудшение состояния перед переменами атмосферных условий.
- Покалывание в разных участках тела.
- Снижение остроты зрения, появление пятен и мушек в зрительном поле.
- Припухлость век.
- Синюшность и припухлость носогубного треугольника.
- При кашле может развиваться гиперемия кожи лица.
- Частые обмороки.
- Расширение сетки сосудов глазного дна.
- Потеря координации, головокружение – особенно часто бывает, если застой крови локализуется в ВББ (в вертебро-базилярном бассейне).
- Эпилептические приступы.
- Тошнота.
- Может быть нарушена речь или процесс глотания (если патологией затронут вертебро-базилярный бассейн).
Фитотерапия
Когда у ребенка венозная дисгемия распространена в зоне позвоночных сплетений, доктор назначает целебные ванны. В воду добавляют ягоды калины, травы шалфея, ромашки или бузины.
Иные рекомендации
Малыша, когда он осознает происходящее с ним, требуется приучать вести активный стиль жизни. Ему необходимо объяснят вред определенных привычек, чтобы он понимал, что они опасны для его жизни. Следует приучать ребенка к спорту.
Помогает преодолеть венозную дисгемию бег, длительные пешие прогулки. Полезно приобщить подростка к занятиям йогой. Но при прогрессировании заболевания требуется врачебная консультация, помогающая оптимизировать предполагаемые физические нагрузки. Лучше не посещать сауну, поскольку резкая смена температуры, невзирая на стимуляцию кровотока, негативно влияет на сосуды, которые ослаблены болезнью.
Лечение
На начальных этапах часто можно обойтись без лекарств, с помощью дополнительных немедикаментозных воздействий. Возможно назначение физиотерапевтических процедур, остеопатия, рефлексотерапии Результаты лечения оцениваются с помощью УЗИ.
Но первым шагом, который нужно сделать для лечения нарушения венозного оттока — обратиться к неврологу. При серьезных нарушениях и наличии осложнений лечение начинается с медикаментозной терапии. Требуется восстановление нервной системы, повышение тонуса сосудов, устранение компрессии вен. Лечение лекарственными препаратами проводится параллельно с немедикаментозным лечением.. Поэтому параллельно пациенту назначают посещение остеопата, физиотерапевтические сеансы.
Лечение продолжается до тех пор, пока проблема не будет устранена. Это может занять несколько недель или месяцев в зависимости от тяжести заболевания, индивидуальных особенностей организма.
Частые вопросы
Какие возможные причины венозной дисгемии у ребенка?
Венозная дисгемия у ребенка может быть вызвана различными факторами, включая генетическую предрасположенность, нарушения в системе кровообращения, аномалии венозной системы и травмы.
Какие симптомы могут указывать на венозную дисгемию у ребенка?
Симптомы венозной дисгемии у ребенка могут включать отеки конечностей, изменения цвета кожи, болезненность в области пораженных вен, усталость и тяжесть в ногах.
Какие особенности лечения венозной дисгемии у ребенка следует учитывать?
Лечение венозной дисгемии у ребенка может включать консервативные методы, такие как ношение компрессионного белья, физическая активность, массаж, а также в некоторых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на симптомы венозной дисгемии у ребенка, такие как отеки, боли в ногах, судороги, изменения цвета кожи. Раннее обнаружение симптомов поможет своевременно начать лечение.
СОВЕТ №2
Проведите консультацию с педиатром или специалистом по сосудистой патологии для уточнения диагноза и разработки индивидуальной программы лечения, учитывающей возраст и особенности здоровья вашего ребенка.
СОВЕТ №3
Следите за режимом питания и физической активностью ребенка, поскольку правильное питание и умеренные физические нагрузки могут способствовать улучшению состояния сосудов и облегчению симптомов венозной дисгемии.